Андрей Истомин
«Именно работа в команде создаёт крепкий коллектив, который может сделать то, что не под силу одному человеку»
Андрей Алексеевич, почему вы выбрали бокс?
Хороший вопрос. Но, чтобы на него ответить, необходимо вернуться в моё детство. Ведь на самом деле именно тогда начинается формироваться характер под влиянием, казалось бы, случайных жизненных обстоятельств, на первый взгляд не связанных между собой, и наставников, которых ты встречаешь на своем пути развития и становления.
Я родился в 1982 году в Республике Коми, городе Сыктывкаре в многодетной семье, нас было семеро детей. Помню, когда мне было три года, мы жили в общежитии, а потом нам дали квартиру и мы дружной семьей переехали. Мой отец — летчик (бортрадист) и постоянно был в командировках. Мама работала стюардессой, но потом, чтобы уделять нам больше времени, летать она перестала. Воспитывала по всей строгости. Мы, как и все дети тех лет, постоянно были на улице, занимались на спортивных площадках весь день, и забрать нас домой было очень, очень сложно. С друзьями со двора мы посещали различные секции, пробовали себя в шахматах, игровых видах спорта. Даже одно время ходили на тяжелую атлетику, и всё время соревновались между собой в поднятии штанги.
Важнейший момент в моем становлении случился в 1995 году, когда я узнал, что в школе № 23 открывается секция бокса. А учитывая, что старший брат уже занимался этим видом спорта и показывал неплохие результаты, мне тоже захотелось попробовать себя. Так и получилось, что я пошел по стопам брата.
Трудностей я никогда не боялся и совмещал учебу, тренировки, и частенько разную работу, поскольку с детства приходилось работать. Сейчас уверен, что именно спорт научил меня всегда двигаться вперёд, ставить цели и шаг за шагом не только достигать их, но и повышать индивидуальную планку.
Во многом на меня повлияли мои наставники, как сейчас модно говорить, но тогда мы называли их по-простому — тренер. Мой первый тренер Михаил Арифович Мартынов стал для меня вторым отцом, как и для многих других мальчишек. С этого времени я думал только о боксе и тренировках. Вместе с ним тогда работал тренер Николай Геннадьевич Кипятков, он был его помощником и всегда всем помогал советом, работал с нами на «лапах» и был частью большой, дружной команды. В 2015 году, к сожалению, его не стало, но для меня он навсегда останется человеком, который вложил свою неповторимую частицу в моё взросление.
В 2005 году вы выступили на своих последних соревнованиях, чемпионате Республики Коми в Ухте, где заняли третье место. С какими эмоциями вы выходили на ринг, зная, что это последний турнир в вашей спортивной карьере?
Я уже говорил, что никогда не боялся трудностей, мне ежедневно приходилось совмещать работу, учебу в университете и тренировки, которые периодически проходили по два раза в день. Плотный график не давал возможности полностью отдаваться своему любимому делу. Отправляясь на чемпионат Республики Коми, я ехал побеждать. К сожалению, в том бою подняли руку моему противнику, причем бой был очень спорный. Лукавить не буду, было обидно, особенно когда после поединка подошел старший тренер региона и сказал, что победитель моложе, а я работаю, учусь, и мне будет сложнее в дальнейшем прорываться на российский ринг. Вот тогда я точно решил, что повешу перчатки на гвоздь. Но с боксом я не завязал и продолжаю заниматься.
Ваши тренировки проходили под руководством заслуженного тренера России Михаила Арифовича Мартынова. Помните ли вы какую-нибудь фразу своего наставника, которая оказала на вас сильное влияние?
Михаил Арифович — духовно сильный человек, стремящийся к достижению целевых установок. Нас он постоянно учил. Мы встречались не только на тренировках, но и по выходным, так что он постоянно был с нами в контакте. Одна фраза мне запомнилась навсегда. Каждый раз перед тренировкой он нас строил и минут десять, а то и все двадцать рассказывал про различные жизненные моменты, подытоживая: «Сегодня мы делаем очередной шаг к олимпийской медали». И кто бы знал, что его слова сбудутся, а он верил в это! Владимир Никитин, с которым мы тренировались в одном зале, в Рио-де-Жанейро в 2016 г. стал бронзовым призером Олимпийский игр. Вот вам и целевые установки во всей красе.
В 2015 году вам была присвоена квалификационная категория «спортивный судья всероссийской категории» по боксу, а с 2011 по 2017 г. вы работали инструктором-методистом и по совместительству тренером. Какую пользу и какой самый ценный урок вы извлекли из данного опыта работы?
До 2011 года я помогал в организации спортивных мероприятиях на общественных началах, работая в транспортной компании. Почувствовал себя на своём месте, когда пришёл заниматься физической культурой и спортом региона. Мне очень нравится в спорте делать что-то перспективное, большое, а самое главное — значимое. Я открыл для себя много нового именно на практике. Например, что образовательные предметы вузов не затрагивают календарный план, планирование, нюансы федеральных стандартов по видам спорта, перспективное развитие спортивных школ и другие векторы направлений большой отрасли спорта.
Я долгое время проработал в спортивной школе №1, которая располагается на центральном республиканском стадионе Сыктывкара. Для меня это время ассоциируется с постоянным получением неоценимого опыта. Мы находились в тесном контакте со многими общественными организациями, спортивными федерациями, совместно реализовывали многие проекты. Работали пять дней в неделю, а по выходным на спортивно-массовых мероприятиях получали колоссальный опыт в организации мероприятий различного уровня. Общались, вместе строили планы. И что важнее всего — находились в команде единомышленников, людей, которые начинали какой-то проект на бумаге, а затем претворяли его в жизнь, организуя соревнования, мероприятия, акции и различные гранты.
Почему вы решили отойти от тренерской деятельности и согласиться на должность руководителя?
В 2018 году мне предложили должность заместителя директора по спортивной работе в школе олимпийского резерва № 2. Я понимал, что не смогу совмещать работу тренера и администратора. Руководящая должность предполагает ответственность за коллектив, учреждение, за развитие тех видов спорта, которые в нём культивируются и развиваются, тем более спортшкола считается одной из самых больших в Северо-Западном федеральном округе. Стал совершенствовать личную профессиональную подготовку, стремился к получению новых знаний, понимая, усилий надо будет вкладывать еще больше, поднимать индивидуальную планку еще выше и учиться, учиться и еще раз учиться. Продолжил тренировать в рамках различных проектов но уже в свободное время.
Мы — за здоровый образ жизни. И как спортсмены и просто люди с активной жизненной позицией можем служить ориентиром и примером для других людей. Это подтолкнуло к реализации интересного проекта в Сыктывкаре под названием «Земский тренер», благодаря которому по воскресеньям на открытых спортивных площадках города тренеры-общественники привлекают население к занятию спортом и бесплатно тренируют всех желающих.
В настоящее время вы директор спортивной школы олимпийского резерва № 2 в Сыктывкаре. Как вы считаете, какие качества и навыки позволили вам стать компетентным руководителем?
По компетентности мне сложно себя оценивать. На мой взгляд, такой вопрос лучше задать коллективу нашей школы или представителям регионального Минспорта. Для меня как руководителя спортивной школы основной задачей было оснащение залов современным спортивным оборудованием, привлечение финансовых средств, укрепление материально-технической составляющей спортшколы, И, конечно, финансово обеспечить выезд спортсменов на всероссийские и межрегиональные турниры. Я могу смело утверждать, что в этом направлении наша команда сильно преуспела.
Но если всё-таки вернуться к компетенциям, по моему мнению, самое основное — ежедневно стремиться к новым знаниям, к новым стратегическим подходам в разных сферах. Для себя я выбрал несколько направлений: личная профессиональная подготовка, эффективная работа спортивных сооружений и кадровый менеджмент. Например, с июня по август 2021 года в дистанционном формате я прошел курс переподготовки директоров спортивных сооружений SportB2B LAB. Здесь главное понимать, что умение и желание учиться позволяет адаптироваться к реалиям быстро меняющегося современного мира, сохранять ум острым, а мышление не заштампованным, оставаться конкурентоспособным на рынке труда и создавать условия в данном случае в развитии детского спорта.
На каких основополагающих принципах строится система физического воспитания в вашей школе?
У нас культивируются четыре олимпийских вида спорта: спортивная борьба (вольная борьба), бокс, тяжелая атлетика, настольный теннис и неолимпийский вид спорта — пауэрлифтинг или силовое троеборье. Эти дисциплины являются индивидуальными видами спорта, поэтому можно выделить принципы сознательности и активности, принцип индивидуальности, ведь характерные возможности спортсмена имеют очень большое значение при определении интенсивности тренировок. Возраст спортсмена и уровень его физического развития — это также факторы, отражающие его личные возможности.
Принцип вариативности тренировочных нагрузок, как и принцип индивидуальности, можно отнести к основополагающим принципам организации тренировок в нашей спортшколе. При этом нужно правильно понимать значение понятия «вариативность», которое охватывает все без исключения изменения нагрузок, т. е. изменения интенсивности нагрузки, её режима и видов самой нагрузки.
Вариативность в интенсивности нагрузок — то, что понимается как абсолютная интенсивность — необходима хотя бы, потому что биологическая адаптация спортсмена к определенной нагрузке ведет к повышению его работоспособности. Благодаря этому будет постоянно повышаться порог раздражения, имеющий сильное тренирующее воздействие. Неменяющиеся тренировочные нагрузки с течением времени превращаются в раздражители, находящиеся только слегка над порогом раздражения, и имеют тенденцию переходить в категорию подпороговых раздражителей, которые уже не могут обеспечить желаемое улучшение работоспособности спортсмена. Исходя из этого, специалистами рекомендуется планировать тренировки с учетом плавного повышения или прогрессии нагрузки. Для этого у нас на отделениях и работают высококлассные тренеры.
Какие ценности воплощаются в повседневной работе школы олимпийского резерва?
Как думаете, смог бы один человек без команды построить целую организацию, которая эффективно решает задачи и достигает поставленных целей? Конечно, нет. Каждая история успеха связана со слаженной командой. В повседневной деятельности мы учимся взаимодействовать и эффективно сотрудничать. Как показывает практика еженедельных планерок и регулярных тренерских советов, в команде нужно обсуждать проблемы, задачи и цели учреждения, и это воспитывает в человеке адекватное восприятие мира, учит логическому и критическому мышлению. Человек в команде учится проявлять эмпатию, развивает эмоциональный интеллект, учится слушать, уважать, понимать других. Именно работа в команде создаёт крепкий коллектив, который может сделать то, что не под силу одному человеку.
От каких параметров, на ваш взгляд, зависит результативность деятельности тренера?
Самоотдача, желание работать, планировать, повышать уровень своего профессионализма, а самое главное — любовь к своей работе, своему виду спорта и стремление к результатам.
Какие виды спорта, по вашему мнению, следует продвигать в России? А какие вы развиваете и планируете развивать в спортшколе?
Я считаю, что виды спорта нельзя сравнивать, выделять какие продвигать, какие нет. Надо продвигать все, ведь это возможность для того или иного человека показать свои качества на уровне соревнований. Опять же, надо учитывать географическое положение регионов. Ведь Россия большая, в каждом регионе свои культурные и спортивные ценности. У нас в Республике Коми, между прочим, богатая история лыжного спорта, даже фраза есть такая: «Сыктывкарец — значит лыжник!»
В нашей спортшколе развивается 13 видов спорта, 5 из которых наши профильные: базовые/олимпийские — спортивная борьба (вольная борьба), бокс, тяжелая атлетика, олимпийский — настольный теннис и неолимпийский — пауэрлифтинг. Соответственно на них мы делаем упор, и в этих видах спорта у нас наибольшие достижения на всероссийском и международном уровнях.
Какие последние спортивные события вас особо взволновали?
Безусловно, Олимпийские игры. Всё внимание спортивной общественности было приковано к трансляции этих соревнований. И даже несмотря на то, что мы в медальном зачете не вошли в тройку, наши спортсмены сумели навязать конкуренцию и показали впечатляющие результаты.
В 2020 году спортивная школа под вашим руководством стала финалистом конкурса «Лучшие практики популяризации здорового образа жизни на территории Российской Федерации» в номинации «Лучшие организации ЗОЖ», а в апреле 2021 года получила премию Sport Facilities в номинации «Проект по поддержке детского и массового спорта». Скажите, что в настоящее время является основной проблемой привлечения людей к физкультуре и спорту?
Я считаю, что как таковой проблемы сейчас нет. Как и пять лет назад мы планово идем к привлечению большего числа населения к регулярным занятиям спортом. Спортом сейчас очень модно заниматься, и все больше и больше людей идут в него, будь то бег, игровые виды спорта или единоборства. Большая заслуга, конечно, в этом президента, правительства, Министерств и ведомств и общественных организаций. Пока ещё не хватает спортивных сооружений, но, с каждым годом их число увеличивается и появляется возможность для людей реализовывать свой потенциал.
Находясь в тесном контакте со многими спортивными федерациями, вы часто помогаете им в организации различных мероприятий и акций. Что, на ваш взгляд, делает спортивное мероприятие успешным?
Для нас сотрудничество с федерациями — одно из приоритетных направлений развития спортивной школы. Благодаря этому мы реализуем множество проектов, грантов, акций и мероприятий различного уровня на площадках спортивной школы. Действуя сообща, комплексно решая поставленные задачи, мы дополнительно включаем в календарный план спортивных мероприятий школы разные фестивали, экипируем наших спортсменов, награждаем победителей соревнований ценными подарками и привлекаем к участию в мероприятиях соседние регионы. Это очень трудоемкая и социально-важная работа, которая позволяет оставаться всем в выигрыше, поднимая статус соревнований на более высокий уровень, пропагандируя спортивную дисциплину и привлекая детишек к занятиям спортом.
Успешным спортивное мероприятие делает команда единомышленников. А когда оно проходит без травм, наши спортсмены занимают призовые места, можно сделать вывод, что всё организовано хорошо.
Андрей Алексеевич, что вы можете посоветовать молодым людям, которые хотят начать спортивную карьеру?
Прежде всего, проверить свои медицинские показатели. Есть виды спорта, которые бы я рассмотрел с точки зрения нескольких аспектов: физическая подготовка, выносливость и психоэмоциональное состояние. Все тренировочные занятия должны строиться на принципе постепенности, с грамотным инструктором или тренером. Родителям я бы посоветовал не спешить отдавать детей в раннем возрасте в спорт, который сейчас стал очень ранним, особенно в коммерческих клубах. Стоит заранее проконсультироваться в спортивных школах о записи своего ребенка в тот или иной вид спорта, узнать, какие в нём есть противопоказания. Ребятам более старшего возраста хочу пожелать не бояться пробовать себя, потому что только преодолев страх, сомнения, сделав хотя бы один шаг, вы сможете открыть новые горизонты. Смелее, только вперед и всё получится!