Андрей Горохов

«Будущее современного футбола — это мозг игрока»

Андрей Владимирович, вы мечтали в детстве или подростковом возрасте стать знаменитым футболистом?

Как и любой мальчишка, рождённый в СССР, я летом гонял мяч, а зимой катался на лыжах и играл в хоккей. А также был настольный теннис, баскетбол. Футболом я стал заниматься с девяти лет в местной ДЮСШ, играл полевым игроком. Благодаря росту (к 15 годам я был уже 187 см) и реакции встал в ворота, и в 16 уже выступал за местную любительскую мужскую команду. Конечно, у меня был кумир — Ринат Файзрахманович Дасаев, он остается им и по сей день. Его великолепная игра на ЧЕ-1988 года стала для меня образцом вратарского искусства! Безусловно, хотел стать профессиональным футболистом, но травма не позволила.

Создание своего футбольного клуба слишком затратное дело? Как происходил набор детей в основанную вами школу «Азбука футбола»?

Я создавал свой клуб от безысходности. Серьёзно. Если бы на предыдущем месте меня устраивали условия и философия клуба, то я бы никогда не предпринял этот шаг. Но я хотел работать так, как велит моё сердце и знает мой мозг. Поэтому причина крайне прозаична. Поскольку это не коммерческий проект, то затраты были минимальны: аренда, инвентарь. Набор детей проходит на базе общеобразовательной школы. Помимо этого, многие приходят именно ко мне, зная мой подход и особенности работы с детьми.

Три ваших воспитанника играют за «Спартак», «Динамо» и «Строгино». Приятно наблюдать, как ваши игроки преображаются и развиваются в ведущих футбольных клубах? Чем эти ребята смогли выделиться, чтобы выйти на уровень Клубной лиги?

Безусловно, приятно видеть, что твой труд, вложенные усилия в развитие детей, дают такие плоды. Считаю, что тренеры, работающие в возрастной категории 6 ‒ 9 лет, должны осознавать, что одна из первоочередных задач — это выявление футбольных талантов. Распознать талант в ребёнке, не загубить его, а создать благоприятную среду для его начального развития. Знаете, такие мальчишки видны с первой тренировки, в них нечто такое, что сразу же бросается в глаза, позволяет их выделить среди остальных. Но также их впоследствии будет отличать обучаемость, трудолюбие и непоколебимая любовь к футболу. Без кропотливого труда никогда не будет высоких результатов.

Что такое «тренерское мастерство» в вашем понимании?

Я считаю, что лучше использовать термин «компетентность тренера». Слово «мастерство» предельно общее, и, пожалуй, превратилось в клише. Тренер, педагог, обладающий набором определённых профессиональных компетенций, может считаться высококвалифицированным специалистом в своей области. Знания и навыки позволяют создать благоприятную и эффективную среду обучения, в которой развиваются будущие игроки.

Это компетенции во многих сферах, не только в теории и методике футбола, но и в таких научных дисциплинах, как педагогика, медицина, физиология человека, нейробиология, когнитивная и возрастная психология, социология, философия. Это огромный пласт знаний, без которых специалист не может быть мастером своего дела. Помимо этого, тренер должен быть образцом поведения для воспитанников и в своём отношении к подопечным и в желании вдохновлять юных футболистов.

Всё это в совокупности при постоянном самообразовании может дать нам представление о таком многогранном понятии «тренерское мастерство».

Тренер должен самокритично относиться к себе?

Да, это необходимое условие. Крайне полезно время от времени производить «ревизию» не только мыслей, но и действий. Отсутствие какой-либо критики неизбежно придет к застою и ложной уверенности, что всё идёт хорошо.

Для меня в этом плане помогает видеоанализ как тренировочной, так и соревновательной деятельности. Пересматривая видео тренировок или игровых матчей, замечаешь недочёты в своей работе, которые изнутри не видны. Такой «взгляд со стороны» является полезной пищей для самоанализа и самокритики.

Перечислите несколько основ успешного функционирования детского футбольного центра.

Здесь я не буду изобретать колесо и приведу наиболее важные критерии успешной работы любого футбольного центра, клуба, школы: хорошая материально-техническая база, качественный тренерский состав, удобная и доступная логистика, имя футбольного центра или школы.

Но, надо сказать, родители сами выбирают тот или иной фактор в качестве главного и определяющего при выборе.

Какие задачи некорректно ставить перед юными игроками?

На мой взгляд, некорректно ставить такие задачи, которые не понятны подопечным, противоречат философии футбольной школы, клуба или модели игры, могут навредить здоровью подопечного.

Иными словами, это такие задачи, которые не должны вступать в конфликт с определенными фундаментальными идеями развития, не противоречить здравому смыслу и быть безопасными для здоровья.

Есть ли такие ситуации, когда приходится составлять индивидуальную программу для конкретного игрока?

Да, такие ситуации есть, и они всегда связаны с тем, что игроку необходимо дополнительно работать над определёнными аспектами игры. В раннем возрасте это, как правило, техника. Без искусного владения мячом трудно решать тактические задачи на поле и быстро принимать решения. В подростковом возрасте это могут быть пробелы в физическом или тактическом развитии. И тогда для такого игрока необходимо составлять индивидуальную программу для развития физических качеств или проводить индивидуальные беседы, связанные с тактикой игры.

Почему у многих наставников, педагогов не получается сформировать интерес у детей и подростков к физической культуре и спорту?

Этот вопрос возвращает нас к понятию «тренерское мастерство». Если тренер или педагог не может вызвать интерес к спорту, то это означает, что он не владеет нужными компетенциями, позволяющими оказывать благоприятное влияние на подопечного и стимулировать интерес к определённому виду спорта. Необходимо быть не только узким специалистом в своей области, но и внимательным психологом, который сможет подобрать ключик к сердцу каждого ребенка и зажжёт в нём огонь любви к спорту. Он должен сам «гореть», искренне любить своё дело и быть примером для юных спортсменов.

К сожалению, не только среди тренеров, но и среди педагогов очень много выгоревших специалистов, которые идут на работу, как на каторгу, или просто проводят там время. В таких случаях я бы порекомендовал родителям сменить специалиста, даже если устраивают другие факторы.

Как вы считаете, нужно ли давать «домашние задания» юным игрокам?

Очень хороший вопрос, и, откровенно говоря, это очень больная тема. Естественно, на данный вопрос необходимо ответить «да». Но и по моему личному опыту, и по опыту коллег по тренерскому цеху, выполняют домашнее задание единицы. Есть, конечно, приятные исключения из правил, но это крайне редкое явление.

До определённого возраста ребёнок не способен себя заставить дополнительно заниматься той или иной деятельностью («принцип сознательности»), и именно родители несут ответственность за это. Они должны оказывать поддержку ребёнку, пока он самостоятельно не сможет себя мотивировать. Но реалии нашей жизни таковы, что родители не так ценят домашнюю работу по тому или иному виду спорта, как по математике или родному языку.

Правда, благодаря регулярными и настойчивыми требованиям, беседам с родителями реально добиться положительного результата. Это возможно, но крайне трудно, и всегда восхищаюсь личностью тренера, педагога, который добился этого от своих подопечных.

Расскажите, в чем заключается суть методологии Smartfootball, которой вы обучались в Испании?

Испанская методология Smartfootball, которую разработал Хуан Луис Мартинес Гарсия, основана на принципиально новом подходе к обучению и подготовке юных футболистов. Это методология нацелена на формирование интеллигентных (чтобы они понимали игру) и креативных футболистов.

По его мнению, именно человеческий мозг, который крайне мало задействован в традиционных методах обучения, является самым главным действующим лицом на футбольном поле. Мы используем лишь 20% нашего потенциала, а будущее современного футбола — это мозг игрока. На протяжении нескольких лет Хуан Луис проводил исследования, на основании которых предположил, что без определённого способа организации упражнений нельзя сформировать «правильную» синоптическую связь между нейронами, что является залогом эффективности процесса многолетней подготовки.

Обучение в Испании кардинально изменило меня как специалиста. Это была личностно-профессиональная революция. Дальнейшее самообразование и применение методологии на практике лишь укрепило моё предпочтение к данному подходу.

Во время локдауна вы перевели книгу по тактической периодизации. Как думаете, чем была вызвана её популярность в тренерской среде? Какие англоязычные книги вас также заинтересовали и вы планируете работать над их переводом?

Да, это было удивительное время. Много обучающих вебинаров, отличных интервью с действительно высококвалифицированными специалистами, новые знакомства.

В тренерской среде постоянно всплывала магическая фраза «тактическая периодизация», но когда шла просьба пояснить, что это такое, никто не давал чёткого ответа. У меня была приобретённая копия книги «Тактическая периодизация» на английском языке и я решил для себя её перевести. Свободного времени было предостаточно, и процесс увлек меня.

Книга была действительно потрясающей. Например, было приятно, что зарубежные специалисты с большим уважением относятся к отечественным учёным, специалистам в области физической подготовки спортсменов.

Осенью 2020 года я её выложил в открытый доступ, и книга тут же разлетелась по тематическим пабликам.

Моя работа с иностранной литературой не закончилась и сегодня. Это связано с «интеллектуальным голодом», который испытывает ищущий специалист. Будем откровенны, специализированной литературы на русском языке ничтожно мало, а актуальной нет совсем. Поэтому я использую свободное время для перевода книг по теории и методологии футбола. К настоящему времени переведено около десятка очень хороших материалов, которые не будут изданы в печатном виде на русском языке. В данный момент мы совместно с Евгением Калешиным адаптируем на русский язык, пожалуй, одну из самых сильных книг по методологии футбола «Философия футбола: в тени Марсело Бьелса».

Какую карьеру вам хотелось бы построить в Москве?

Мне бы хотелось поработать несколько лет с определённым возрастом игроков команды Клубной или Первой лиги Москвы. Почему несколько лет? Чтобы успеть заложить тот фундамент методологии, который развивает мозг юного футболиста, и увидеть плоды этой работы. Реализовать принципы позиционной игры и демонстрировать умную и креативную игру на поле, приносящую удовольствие подопечным. В силу ограниченности ресурсов (материально-технических, людских, ментальных) я не могу осуществить это у себя на месте.

Андрей Владимирович, какой совет вы можете дать тренерам, которые работают с детьми в спортивных школах и центрах?

Обучая тренеров местного ДФЦ, я на семинарах повторял как мантру одну и ту же фразу: «Чтобы стать хорошим детским тренером по футболу, надо забыть всё, что вы знали, будучи игроком, и максимально погрузиться в педагогическую деятельность, окунуться в неё с головой и не выныривать, пока не научитесь понимать детей, чувствовать их, помогать им, терпеть и любить. Нужно жить этим 24 часа в сутки». Иначе это будет ремесло…


Добавить комментарий