Андрей Долопчи

«Ты обязан быть психологом, понимать состояние своих баскетболисток, чувствовать, где нужно поддержать, похвалить, где подсказать или даже покритиковать»


Первый вопрос стандартный: как попали в баскетбол?

Я родился и в детстве жил в маленьком городке Сибай в Башкирии, поэтому испробовал, пожалуй, все возможные секции и кружки. С баскетболом было просто — в общеобразовательную школу пришёл тренер, по росту отбирал детей. Я был самым высоким в классе, поэтому меня взяли. До шестого класса занимался в родном городе, потом мы переехали в Уфу, а после уже в Санкт-Петербург.

Вы работали с легендой советского баскетбола Владимиром Кондрашиным. У тех, кто с ним пересекался, остаются абсолютно уникальные воспоминания об этом человеке. Каким он запомнился вам? Это великий человек. Когда я попал в «Спартак», Владимир Петрович уже немного отходил от тренировочного процесса и руководил командой на играх. Хотя иногда приходил в тренировочный зал, стоял на балконе, мог на кого-то покричать. Это грамотный специалист, который прекрасно разбирался в игроках, в их психологии. У Кондрашина был непререкаемый авторитет, мы слушали его очень внимательно, где-то даже боялись. В то время конкуренция была такая, что попасть в «Спартак» было чрезвычайно сложно. Если ты ошибаешься, на твоё место уже стоит очередь из 5-6 человек.

Когда вы играли в Минеральных Водах за «Локомотив» на матчи вашей команды приходил совсем юный Евгений Воронов, ныне игрок МБА…

Честно говоря, узнал об этом совсем недавно от самого Жени. Был не в курсе! Но, конечно, интересно, как иногда пересекаются пути.

Когда заканчивали игровую карьеру, уже понимали, что станете тренером? Многие в этот момент зарекаются идти по такому пути. Знаете, я был как раз из числа этих самых многих. Когда учился в интернате у Анатолия Иосифовича Штейнбока, он мне говорил: «Андрей, когда ты станешь тренером, будешь делать вот это, вот это и вот это». Я всегда его останавливал и отвечал, что никогда в жизни не буду тренировать. Видел, что это за работа, и понимал, что не готов. А уж тем более в женском баскетболе! Первый раз посмотрел матч девушек года за два до окончания карьеры, по-моему, это была Евролига. Мне понравилось! А до этого знать не знал, что собой представляет женский баскетбол.

И как получилось, что попали именно в женскую команду?

Я заканчивал карьеру в Казахстане, в городе Кустанай. Начал думать, что же делать дальше. В Самаре тогда был клуб ВБМ-СГАУ, я был знаком с тренером их молодёжной команды Натальей Мостовой. Она предложила стать помощником, в первую очередь по работе с «большими». Я согласился не сразу, но в то же время понимал, что у меня не так много вариантов трудоустройства за пределами баскетбола. Грубо говоря, выбор был такой: или охранником, или тренером. Решил, что лучше остаться в профессии. Год поработал с Натальей, потом на её место пришел Дмитрий Донсков, позже он ушел в ЦСКА. Я стал работать главным. С тех пор всё и пошло.

Вы работали не только в клубах, но и в сборной. Насколько отличается специфика?

Я всегда просил ставить меня в сборной вторым тренером, чтобы можно было в сезоне спокойно работать с клубом и приезжать в сборную, помогая там. Это интересный опыт, безусловно. Мы всегда работали с Дмитрием Донсковым, взаимопонимание было потрясающим, понимали друг друга с полуслова. К тому же роль второго тренера немного отличается, ты видишь некоторые вещи под другим углом, можешь что-то подсказать, обратить внимание на деталь, которую, возможно, главный тренер не заметил. Для этого и нужны помощники.

Василия Карасева в этом сезоне часто спрашивают об отличиях женского и мужского баскетбола…

Это не просто другой баскетбол — это абсолютно другой вид спорта! Сравнить их невозможно.

Вы работаете ещё и в молодежной команде, где эмоции девушек, скорее всего, играют очень важную роль. В чём секрет работы с юными баскетболистками?

Я работал и с взрослой женской командой, сейчас работаю с молодыми девушками. Конечно, они очень часто на эмоциях могут куда-то «полететь», и ты должен уметь их вовремя остановить. Но самое главное — заслужить их доверие. Они должны тебя уважать, где-то даже бояться, но если в тебя не будут верить, ничего не получится. Я всегда им говорю, что они для меня как дочки. Родных дочерей у меня нет — три сына, поэтому к ним я отношусь действительно как к дочкам. Где-то люблю, где-то ругаю, где-то хвалю.

На играх складывается ощущение, что вас просто невозможно заставить кричать.

Это все говорили ещё во времена моей игровой карьеры! «Андрей, ты вот ходишь, у тебя лицо каменное, тебя вообще возможно вывести из себя?». Снаружи, возможно, действительно это так выглядит, но внутри я очень хорошо умею злиться! Мне это даже на руку: руководить женской командой только с позиции силы, постоянно повышая голос, просто невозможно. Рано или поздно человек привыкает ко всему, и если ты постоянно строгий, девушки будут считать это в порядке вещей, и никакого эффекта не будет. А так они знают, что я спокойный, но если нужно, буду жёстким.

В женском баскетболе тренер ещё в большей степени должен быть психологом?

Когда только начинал тренировать, у меня частенько проскальзывали, так скажем, нецензурные выражения, за время карьеры ты к этому в определённом смысле привыкаешь. Наталя Мостовая мне сразу сказала: «Андрей, это девочки, здесь так нельзя». (Смеётся.) Где-то полгода я перестраивался. Конечно, ты обязан быть психологом, понимать состояние своих баскетболисток, чувствовать, где нужно поддержать, где похвалить, где подсказать или даже покритиковать.

В МБА очень здорово налажена система подготовки игроков — есть команды всех возрастов. Вы уже четвёртый сезон видите, как к вам приходят девочки из ДЮБЛ и потом уходят в основу.

МБА-2 является промежуточным звеном между детским и взрослым баскетболом. В прошлом году через команду прошло 25 игроков! Где-то к нам спускаются девчонки из основы, где-то мы на игры берём попробовать совсем юных баскетболисток из ДЮБЛ. Это прекрасно, что внутри клуба выстроена вертикаль, и ты можешь находить резервы в своих стенах. А для девочек это отличный стимул. Если ты работаешь добросовестно, проявляешь себя у нас или в команде юниорок, ты попадешь наверх. Главное — воспользоваться своим шансом. Если ты, к примеру, уже перерос уровень МБА-2, но не можешь закрепиться в основе, есть вариант с арендой. Отличный пример — Вероника Логинова, которая в начале этого сезона играла за нас в Суперлиге. Сейчас она выступает за команду Премьер-лиги «Надежда». Никто не препятствует твоему развитию.

Правда, есть и обратная сторона медали. Некоторые игроки уверены, что раз ты уже находишься в системе, то рано или поздно пойдешь наверх вне зависимости от своей игры. Грубо говоря: ты поиграла за ДЮБЛ, понимаешь, что по возрасту уже должна оказаться выше, и, значит, сейчас ты попадешь в МБА-2, а там и до основы недалеко! Кого-то это расслабляет, кто-то перестает отдаваться работе. Но положительных примеров всё же гораздо больше.

Часто сталкивались с ситуациями, когда талантливые игроки переставали выкладываться и просто уходили в итоге из баскетбола? Такие случаи бывают. Талантливые люди часто сталкиваются с этим. Тебе кажется, что раз многое дано, то всё будет идти само по себе, не нужно прилагать дополнительных усилий. Но пока ты так думаешь, другие работают над собой, с каждым днём становясь лучше и лучше. Талант очень важен, но без должного отношения к делу он бесполезен. Я видел таких людей и во времена игровой карьеры, и будучи тренером. Можно сказать, что это обычный отсев — остаются только сильнейшие.

Очень часто наставники молодежных команд говорят, что в системе подготовки игроков есть один большой изъян — детские тренеры вынуждены работать на результат, а не на развитие баскетболистов, иначе у них просто не будет работы. Согласны?

Полностью согласен. Моя супруга работает детским тренером. Дети ещё толком не умеют ничего, но когда приходит время соревнований, начинается работа на команду, на результат. Персональная работа часто отстает, зачастую родители должны отдельно нанимать специалиста по индивидуальной подготовке. От спортшкол требуют результата, потому что от него зависит в том числе и финансирование. Конечно, это сказывается на персональном развитии игровых качеств.

В женском баскетболе часто случается, что игрок начинает раскрываться позже сверстниц? К примеру, вы видите талант у баскетболистки, но понимаете, что прямо сейчас ей не хватает «физики».

Именно в этом и заключается одна из ключевых задач вторых команд. К нам приходят девушки от 17 до 20 лет. Кто-то в этом возрасте уже полностью сформировался как игрок, но есть те, кто ещё не вышли из детского баскетбола. И именно у нас эти девочки взрослеют, набираются опыта. В Суперлиге ты выходишь играть с взрослыми командами, и тебе нужно соответствовать этому уровню. И наша задача — раскрывать игроков.

Добавить комментарий