Алексей Носников

«Самая главная задача в детском футболе — становление личности ребёнка»

Алексей, ваша карьера футболиста не сложилась из-за тяжелых травм. Какие надежды вы возлагали на этот вид спорта, когда были юным игроком?

В детстве всегда строишь радужные замки. Я рос на играх сборной СССР и команды киевского «Динамо» поэтому мечтал играть за «Динамо» и носить майку сборной Советского Союза, забивать голы и поднимать над головой кубки.

В некоторых командах вы просматривали и оценивали игроков, помогали в формировании состава. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать успешный футбольный селекционер?

Работая в «Жемчужине» и Монако исполнял роль селекционера (скаута).

В зависимости от должности в организации, у вас есть очень строго определенные обязанности, которых надлежит соблюдать.

Есть два основных вида футбольного скаутинга: скауты молодых талантов, которые ищут будущих звезд, и скауты-разведчики. Все глядят, как проходит игра, следят за мячом. Скаут приходит смотреть на игрока. Не на игру, а именно на игрока. К делу нужно подойти соответствующим образом для того, чтобы процесс оценки был более глубоким и детальным. Присматриваешь игрока вне зависимости от того, на чьей половине поля находится мяч. Наблюдаешь за его концентрацией, за тем, как он общается с партнерами, выбирает позицию, как ведет себя под высоким давлением. В общем, смотришь футбол совершенно под другим углом. Отчеты включают в себя полный анализ сильных и слабых сторон просмотренных игроков.

Сейчас многие отходят от субъективной оценки на глазок. На смену пришли аналитика, подсчеты баллов, которые превращают процесс в настоящую науку. Это сложно. Необходимы компетентность, любопытство, знания, футбольная восприимчивость, внимание. Требуется умение улавливать положительные и отрицательные нюансы игры и поведения игрока, способность судить его независимо от его единственного выступления. Нужно понимать его потенциал и приспособляемость к футболу.

По каким критериям вы оцениваете потенциал спортсменов?

Понять потенциал молодого игрока всегда нелёгкая задача. Уже в 7 ‒ 10 лет их делят на категории: талантливый, не очень и может что-то выйдет.

Часто при отборе детей выбирают лучшего игрока на поле. В каждой команде легко увидеть пару-тройку игроков, действия которых приводят команду к успеху.

Мнение, что лучшие всегда будут лучшими, не соответствует реальности. Нужно определять талант не по сравнению со сверстниками, а сосредоточиться на обучаемости — катализаторе развития!

Оценивая потенциал спортсменов, могу сказать, что ключевую роль играют стремление как можно больше владеть мячом, энтузиазм и техника. Баланс между созиданием и отбором, самоконтроль и игровое воображение являются приятным дополнением, но не определяющими факторами. А ещё дисциплина, умение просчитывать игровые ситуации и быстро усваивать тренировочные упражнения, скорость, рост на определенных позициях, атлетизм и неплохие технические навыки.

Вообще, есть несколько основных качеств, которые отличают футболиста высокого класса. И почти все они во многом передаются по наследству.

Первое качество проявляется в способности и умении быстро принимать правильные решения. Один игрок легко читает ситуацию и принимает верное решение, другой — нет.

Второе — техника. В её основе лежит другая наследственная способность — склонность к точному выполнению разных двигательных действий, в том числе с мячом. У кого она лучше развита, тот имеет преимущество в обучении. Такому игроку надо меньше времени на исполнение технических приемов. Чтобы выйти на установленный уровень одному надо сделать десять тысяч повторений, а другому — тысячу. Освободившееся время второй потратит на освоение другого приема. За счет этого и формируется разница. Когда первый догонит в одном компоненте, он уже будет отставать в других.

Третье – быстрота. Это очень важно. На высоком уровне медленно играть невозможно. Здесь нужно учитывать насколько быстро игрок набирает скорость (от 1 до 7 м), его способность уходить с места от противника.

На что вы обращаете внимание, анализируя игру соперника?

Собираю информацию о составе команды, всех заменах, тактике команды в атаке, защите и при переходах. Смотрю на расположение игроков на футбольном поле, когда команда владеет мячом и когда соперник. Разбираю стандарты при атаке, при защите во время стандартных положений. Провожу анализ определенных временных промежутков, например, первые 15 минут матча, по таймам, серии матчей (3 ‒ 5). Изучение этих аспектов должно позволить понять систему игры, которую использует соперник при атаке и обороне.

Вы проходили профессиональную переподготовку в Высшей школе тренеров, где вам в 2011 году была присвоена категория «А». Помогает ли диплом ВШТ выглядеть более конкурентоспособным на рынке труда?

Категория «А» идет после категории «ПРО» элитный уровень (НЕ НАШЛА, КАК ВСЕ ЖЕ ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА КАТЕГОРИЯ) и там большая компания, которая только и ждёт, когда кто-нибудь провалится. Так что «А» не дает преимуществ в большом футболе, а на детском уровне, ну, может, чуть больше ты впереди, на 0,001 секунды.

Какой опыт вам дали стажировки в таких командах, как «Эспаньол», «Шахтер» (Донецк), «Хетафе», «Реал» (Мадрид), «Барселона»?

Стажировки в таких командах помогают проанализировать свою работу, сделать выводы, посмотреть, куда идёт современный футбол. Учиться нужно всегда. Все передовое сейчас в Европе и Америке, они общаются между собой, делятся информацией и двигаются вперед семимильными шагами.

Что должно быть в центре внимания при работе с детьми?

Нужно помочь талантливым парням достичь максимального уровня, а остальным дать базу, с которой они могут начать свой путь в другом клубе или на другом уровне. Именно в этом состоит работа тренера. У 90% ребят, которые играют в футбол, нет ни единого шанса стать профессионалами. Но мы любим футбол именно потому, что у каждого, кто играет в него, есть возможность развиваться и стать настолько хорошим игроком, насколько он сможет.

Самая главная задача в детском футболе — становление личности ребёнка. Он должен стать особенным, самим собой. Иметь свой стиль, свое понимание и свой характер в футболе. Уметь фантазировать, придумывать и размышлять. Поэтому забота тренера заложить в ребёнка фундамент. Двигательный, психологический, технический, тактический. Чем больше этот фундамент, тем крепче здание можно возвести.

Как вы добиваетесь доверия игроков?

Секрет в том, чтобы каждый раз выкладываться по максимуму. Стремиться надо не к тому, чтобы быть доминантой в команде, а к тому, чтобы быть лучшим для команды. Д. Мильштейн в книге «Правило №1 – никогда не быть №2» хорошо написал: «В слове «Команда» нет буквы «Я». Команда это не группа людей, которой можно руководить. Это группа игроков, заинтересованных в достижении результата. Команда не должна подавлять индивидуальность отдельного человека. Наоборот, каждый занимает в команде место, отвечающее его способностям и возможностям. Каждый игрок должен ощущать себя значимым.

Поэтому качество межличностного взаимодействия, коммуникативные ценности, а также внимание процессу формирования благоприятного психологического климата в коллективе для меня приоритет. Не ограничиваться рамками чисто деловых отношений и делать упор не только на функциональную, техническую и тактическую подготовку спортсмена. Я думаю, всё это позволяет добиться доверия.

В процессе работы помощником тренера случались ли серьёзные разногласия с коллегой?

Серьёзных разногласий не было, споры, скорее даже дискуссии. Своё мнение надо доносить до другого человека. Нужно говорить, что думаешь и думать, что говоришь. Если меня приглашают, значит, хотят увидеть помощь и узнать другое мнение. Два глаза хорошо, а четыре лучше. Основные принципы должны совпадать, но подпринципы могут чуть-чуть быть другими. А когда ты помогаешь, должен делать то, о чём просит главный тренер.

У вас были тренерские ошибки?

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если сидеть сложа руки, то и ошибок не будет, с этим абсолютно согласен. Я, наверное, каждый день ошибаюсь, но стараюсь не повторять неверных шагов. Нет правильного рецепта, когда что-то делаешь первым. И то, что вчера было хорошо, сегодня может уже не пойти. Нужно быть готовым ко многим моментам, как в тренировке, так и в игре, должны быть план А и план Б.

Как выглядит межсезонье для футболистов, которых вы тренируете?

Межсезонье это оптимизирование подготовки, чтобы получить максимальный прирост формы, избегая перегрузки. В основном это работа на технику, технико-тактическая подготовка, в оставшееся время теория развития физических и функциональных способностей. Выполняются растяжка для предотвращения травм, атлетические упражнения. Проводятся тематические игры с отрабатываемыми ситуационными упражнениями.

Под вашим руководством команды занимали призовые места на молодежном первенстве, международных турнирах, Кубке ПФЛ. Чем для вас определяется успех команды?

Что касается детского футбола, необходимо уделять внимание и росту отдельного игрока, и команды в целом. Взрослый — это уже про достижения и высокие места. Плюс красивый футбол. Много забивать, меньше пропускать и улучшать игроков. Это и есть успех.

Какую расстановку игроков на поле вы считаете наиболее выигрышной?

Схема это всего лишь теоретическая и фиксированная расстановка (например, 4‒3‒3, 4‒4-2, 3‒4-3, 3‒5‒2). При принятии решения о расстановке важно учитывать различные факторы: принципы игры, возможности и характеристики игроков. Начиная тренировать, я использовал схему 1‒3‒5-2, затем была 1‒4‒1‒4‒1. Теперь это симбиоз схем, который я применяю в разные периоды времени по ходу чемпионата. Главное — донести до сознания и вооружить игроков набором инструментов. Они должны точно знать, что должны делать в каждый момент матча. Тренер хочет, чтобы во время игры были показаны определенные тактические действия: командные (команда в целом), межсекторные (например, защитники и полузащитники), секторные (например, защитники) и индивидуальные действия.

Представим себе, что один из принципов команды это перемещение мяча по различным третям и каналам поля, подпринципом будет являться позиционное и скоординированное движение различных игроков. Подподпринципом могут быть типы передач и связи, которые систематически создаются во время игры.

Ключевым понятием нападения в атакующей философии является постоянная расстановка нескольких треугольников и ромбов, независимо от выбранной нами расстановки. В стадии развития атаки превалирует комбинационный стиль. Применение таких комбинаций, как выход на свободное место с одновременной передачей мяча, ложный маневр, «стенка», «скрещивание», смена мест игроками. В развитии атаки нужно находить место и индивидуальной игре.

Сплав комбинационной игры с индивидуальной при эффективном их использовании — та сила, которая может положительно решить задачи успешного развития атаки.

Иметь наступательный и оборонительный баланс важно независимо от того, какая схема используется. Всё это вместе и обеспечивает успешность или неуспешность схемы.

С начала этого года вы работаете с командой «Витязь» г. Ногинск. С чего началось ваше знакомство с командой и что входит в ваши дальнейшие планы?

Сначала познакомился с тем, где проходят тренировки, как устроен клуб и ребятами младших возрастов. Затем уже со старшей командой начали подготовку к сезону. Планы? Показывать зрелищный атакующий футбол, подниматься по турнирной лестнице и ждать, когда воспитанники подрастут до 17 ‒ 18 лет, чтобы включать достойных в состав команды. Самым старшим сейчас 14 лет.

Алексей, поделитесь своими впечатлениями о выступлении сборной России на Евро-2021.

Сейчас, к сожалению, мы воспитываемся на неуспехах. И это плохой опыт во всех смыслах. Проигрываем мы и в клубных турнирах, наконец, финал всего этого – вылет сборной из Евро по итогам группового турнира.

В третьем матче первые полчаса сборная показала, что может организованно строить средний и низкий блок и грамотно включаться в давление. Даже Дзюба был втянут в командные оборонительные действия, и доигрывал персонально по опорному полузащитнику. Итог выступления — игра, растянутая в длину, «каждый с каждым», длинные передачи, диагональные рывки с мячом, борьба по всему полю. Но ни малейшего представления о заполнении зон и отрицательная культура паса.

Всё упиралось в средний уровень организации игры в нападении, в том числе при контратаках. Игроки не всегда грамотно заполняли нужные зоны, не ощущали момента для паса, да и просто не очень мощно бежали в атаку.

Новость со знаком плюс в том, что душить слабых соперников прессингом мы уже научились (правда, в переходных фазах пока не очень). Плохая — в том, что команде нужно несколько игроков, чтобы отрезать одного-двух соперников. Но последний пас, как правило, будет неудобным, придется разворачиваться и начинать вновь. Поэтому лучше сразу вынести в борьбу.

Мы должны, наконец, понять, что ноги растут из детского футбола. На этом уровне нужно не за командными победами гнаться, а за воспитанием талантливых футболистов, личностей. Если дело пойдет в детском футболе, то и командные успехи придут. Но мы же никак не можем переломить эту тенденцию, и все равно гонимся за результатом. А талантов так и нет. И никто никого за это не спросит. Игроки это продукт системы. Если мы хотим что-то менять на топ-уровне, то нужно менять весь фундамент и строить систему.

Добавить комментарий