Александра Яковлева

«Важно, чтобы незрячий спортсмен и спортсмен-ведущий изначально имели желание работать в паре, общались друг с другом»


Александра, в детстве вы занимались как командными, так и индивидуальными видами спорта. Вам проще работать в одиночку или в коллективе?

Пожалуй, я универсал, при этом в командной работе всегда готова взять инициативу на себя. Сейчас, можно сказать, что снова в командном виде спорта — велоспорте-тандеме, в котором важна слаженная работа экипажа (пилота и стокера, стокер — незрячий спортсмен).

Вы сами захотели изучать различные стили катания на лыжах или вас к этому подтолкнул учитель физкультуры Анатолий Николаевич Фомин?

Это была моя инициатива. Помню, по телевизору увидела трансляцию последнего этапа Кубка мира по биатлону 2007/08 в Холменколлене и то, как красиво и размашисто катят девушки. Особенно мне запомнилась многократная чемпионка мира, а позже и олимпийская чемпионка Ванкувера Магдалена Нойнер. Её коньковый ход на фоне холменколленского трамплина произвёл на меня неизгладимое впечатление. И мелькнула мысль: «Вау, как круто, хочу также кататься на лыжах!». После этого загорелась лыжными гонками. Зимой после школы бегала в парк или на школьный стадион по 2-3 часа кататься на лыжах. Анатолий Николаевич давал мне задание, потом сама стала придумывала себе тренировки. После того, как обогнала в 15 лет всех мальчишек школы на местных соревнованиях, они раскидали свои лыжи по трассе. Пришлось красиво оббегать даблполлингом по сугробам, это было забавно.

В СДЮСШОР № 101 «Тушино» вы тренировались у Игоря Васильевича и Веры Александровны Усиковых. У двух наставников можно научиться большему, чем у одного?

По сей день слаженная работа Веры Александровны и Игоря Васильевича остаётся для меня примером как для тренера. Несмотря на то, что у них были спортсмены более высокого уровня подготовленности, они всегда успевали уделять мне внимание и поддерживали не только в спортивной деятельности. Очень им благодарна за то, что они дали мне возможность развиваться в спорте. При работе с двумя тренерами самое главное, чтобы у них было общее видение твоего тренировочного процесса. Тогда всё будет хорошо.

Вы неоднократно принимали участие в «Лыжне России». Какие цели обычно ставили перед собой на старте соревнований?

«Лыжня России» один из моих любимых массовых спортивных стартов. Приятно видеть огромнейшее количество людей, поддерживающих здоровый образ жизни и увлекающихся этим прекрасным видом спорта. Основная цель — насладиться гонкой. Когда есть такое чувство, то получаешь хороший результат, а если переживаешь, то ничего не выходит, даже если находишься в хорошей форме. Подростком, конечно, ставила конкретные цели касательно времени и места в гонке. Сейчас просто наслаждаюсь соревновательным процессом, все цели сосредоточены в тренерской работе.

Обычно в подростковом возрасте человеку трудно определиться, с чем он хочет связать свою дальнейшую жизнь, но вы уже в восьмом классе были уверены в том, что хотите стать тренером и поступить в РГУФКСМиТ. Чем руководствовались при выборе будущей профессии и учебного заведения?

Думаю, что моё увлечение спортом поспособствовало выбору. Хотя в то время я параллельно училась в музыкальной школе по классу фортепиано, увлекалась ядерной физикой и IT. Сначала был выбор: пойти тренером по баскетболу или по лыжным гонкам. Но в итоге решение приняла в пользу адаптивной физической культуры, и в настоящее время очень довольна данным решением. Мне хотелось, чтобы в будущей профессии через физическую культуру и спорт я могла помочь абсолютно любому человеку. Про адаптивный спорт, что есть спортсмены-ведущие, помогающие соревноваться незрячим атлетам, знала с Паралимпийских зимних игр 2010 года в Ванкувере. Эта сфера мне была интересна в качестве спортсмена и тренера, даже было желание попробовать себя спортсменом-ведущим в лыжных гонках. Родители, конечно, не приняли эту идею сразу, но со временем у меня получилось их переубедить.

Почему именно РГУФКСМиТ (ныне РУС «ГЦОЛИФК»)? Это вуз с величайшими спортивными традициями. Его окончили многие именитые тренеры и учёные в области физической культуры. Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры, возглавляемая профессором, к. п. н. Наталией Олеговной Рубцовой, — одна из ведущих в нашей стране. Этим я руководствовалась, когда шла в данный университет.

Хотя многие скептически относятся к физкультурным вузам, по себе могу сказать, что был заложен очень хороший костяк компетенций, позволяющих мне успешно осуществлять профессиональную деятельность.

Вы участвовали в проекте «Марафон в темноте». В чём уникальность методики, разработанной фондом, по которой обучают волонтеров на тренингах?

«Марафон в темноте» — это уникальный инклюзивный спортивный проект, в который я пришла семь лет назад волонтёром-лидером для незрячего атлета. Основной целью было приобретение практического опыта в области адаптивной физической культуры. Помимо участия в беговых тренировках в качестве волонтёра-лидера помогала главному тренеру проекта Юлии Толкачёвой в проведении занятий, применяла на практике полученные в университете знания (учила незрячих ребят плавать, бегать, выполнять общеразвивающие упражнения).

В 2016 году была собрана команда от проекта «Марафон в темноте» для участия в этапе Кубка России по триатлону в спринтерской эстафете среди любителей в Сочи, в которой я приняла участие как спортсмен-ведущий незрячего пловца Ивана Галюжина. Мы с Иваном преодолевали плавательный этап 750 метров в Имеретинской бухте, потом передали эстафету велосипедисту с ПОДА Денису Полякову, а завершали эстафету на беговом этапе Лариса Овцынова с лидером Дарьей Челяпиной. Тогда это всё было чем-то необычным для спорта слепых, сейчас любительские старты очень популярны у спортсменов-паралимпийцев не только в триатлоне, но и велоспорте, лёгкой атлетике (беге).

Про уникальность методики всегда с радостью расскажет директор фонда «Спорт для жизни» Анастасия Плетминцева, это их изюминка и данное право остаётся за разработчиком. От себя могу сказать, что данные тренинги очень важны для социума, даже если в будущем их участники не будут осуществлять роль волонтёров-лидеров, так как они меняют отношение зрячих людей к незрячим. Зрячие лучше понимают как незрячие видят этот мир, как правильно с ними взаимодействовать, когда им нужна помощь, а когда нет. От незнания и непонимания возникает довольно много курьёзных случаев. Поэтому здорово, что такие проекты существуют.

Осенью 2020 года, будучи аспиранткой РГУФКСМиТ, вы искали базу для проведения экспериментального исследования. Какова была его тема? Удалось ли вам собрать необходимые сведения и сделать нужные выводы?

Сейчас я постепенно приближаюсь к завершению аспирантуры, продолжаю работу над кандидатской диссертацией, тема исследования: «Начальный этап спортивной подготовки подростков с нарушением зрения в триатлоне по инклюзивной программе». Сведения собраны, в настоящее время производится их анализ и написание выводов. У нас с научным руководителем Наталией Олеговной Рубцовой есть несколько интересных статей касательно подбора тандема, как пилоты и стокеры смотрят на совместный тренировочный процесс. Мы планируем продолжить исследовать данное направление адаптивного спорта.

Кто такой спортсмен-ведущий и какую роль он выполняет во время соревнований?

Спортсмен-ведущий очень важный персонаж в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в таких дисциплинах спорта слепых как лёгкая атлетика (бег), велоспорт-тандем, триатлон, лыжные гонки и биатлон, горнолыжный спорт. Спортсмены-ведущие помогают спортсменам с нарушением зрения передвигаться по дистанции, сообщают об имеющихся препятствиях на дистанции, начале и завершении этапа (в триатлоне), финише гонки. Иными словами, они осуществляют зрительный контроль действий незрячего атлета. В велоспорте-тандеме спортсмены-ведущие называются «пилотами» (от англ. pilot), в других дисциплинах — «гайдами» (от англ. sighted guide).

Какая физическая подготовка должна быть у спортсмена-ведущего? Насколько я понимаю, в проекте «Марафон в темноте», например, не могут принимать участие профессиональные спортсмены.

Физическая подготовленность спортсмена-ведущего должна соответствовать уровню его незрячего напарника, желательно, чтобы она была немного выше. Однако в велоспорте-тандеме много факторов (каденс, мощность, вес спортсменов), влияющих на совместимость в тандеме, и подобрать пару намного сложнее, нежели в лёгкой атлетике. Проект «Марафон в темноте» больше направлен на то, чтобы сделать спорт доступным для каждого, и зачастую речи о спорте высших достижений нет, поэтому он малоинтересен профессиональным спортсменам. Если рассматривать картину в целом, то даже в профессиональном адаптивном спорте нет очереди из «профиков» на позицию пилота. При этом спортсмен-ведущий на уровне международных и российских стартов получает блага наравне с коллегой по тандему (медали, стипендии и т. д.). Единственное, с чем есть сложности — спортивные разряды и звания. В данном направлении ещё очень много работы.

В 2021 году с Дарьей Власовой вы стали одной из 10 пар спорта слепых, которые приняли участие в первом в России международном старте серии 70.3 IRONMAN в Санкт-Петербурге. Как вам подобный опыт? Какие впечатления остались от участия в мероприятии?

Это было увлекательное спортивное путешествие с проверкой наших морально-волевых качеств, в который нас пригласила директор фонда «Спорт для жизни» Анастасия Плетминцева. Очень рада, что мы смогли успешно завершить этот челлендж, так как впервые проходили столь непростую дистанцию. Санкт-Петербург подарил нам шикарную погоду для половинки IRONMAN. Даже несмотря на то, что мы несколько раз попали под дождь на велоэтапе, всё остальное проходилось очень комфортно. Например, на чемпионате России по спорту слепых (триатлон) в Белово за месяц до старта IRONMAN мы бежали по жаре, и было тяжело. В целом мне как спортсмену-зимнику больше нравится, когда прохладно.

Впечатления остались только положительные: высокий уровень организации старта, постоянная поддержка со стороны волонтёров, других участников старта и друзей, которые пришли за нас поболеть. Я бы повторила это ещё раз именно в тандеме, так как вдвоём семь часов наслаждаться гонкой веселее. Но есть мысли попробовать пройти полный IRONMAN в тандеме с незрячей напарницей.

Очевидно, между незрячим спортсменом и спортсменом-ведущим должно быть доверие. Как вы с Дарьей добились доверительных отношений?

С Дашей мы с самого начала сошлись характерами, упорно работали, последними уходили с тренировок. Важно, чтобы незрячий спортсмен и спортсмен-ведущий изначально имели желание работать в паре, общались друг с другом. Постепенно приходит ощущение напарника, и знаешь, в какой момент его надо приободрить и поддержать. При этом у меня был опыт работы в паре со многими незрячими, к каждому надо искать свой подход, чтобы тебе начали доверять. Какого-то единого рецепта нет.

С сентября 2021 года вы стали тренером в СШОР «Нагорная». Как проходит подготовка незрячих спортсменов к соревнованиям?

Подготовка к соревнованиям в велоспорте мало чем отличается от подготовки в обычном спорте. Основное отличие в велоспорте-тандеме заключается в совершенствовании взаимодействия пилота со стокером на разных дистанциях. У каждой пары есть свои особенности. И главная непростая задача тренера тандема — верно вывести экипаж на пик формы, чтобы они были одним целым.

В этом сезоне ваши подопечные стали победителями и призёрами Кубков и чемпионатов России, всероссийских и межрегиональных турниров. Чем, на ваш взгляд, объясняются их успешные результаты: хорошей подготовкой, мотивацией, умением терпеть или какими-то другими факторами?

Считаю, что успешные выступления моих подопечных — это совокупность всех перечисленных факторов. При этом особо хочу отметить отважность ребят, которые, несмотря на свои страхи и переживания, упорно преодолевают все преграды на их спортивном пути. Например, заехать на полотно трека и выполнять работу на скорость из любой его точки подвластно не всем велогонщикам в принципе. Но за проявленную смелость и отвагу велотрек вознаграждает чувством полёта и скорости, это наслаждение надо ощутить на собственном опыте.

Вы стали одним из победителей конкурса Правительства Москвы «Мой город — моё дело». О чём вы думаете, когда видите свои баннеры на улицах столицы?

Основная мысль связана с тем, чтобы как можно больше москвичей и гостей столицы узнало про адаптивный велоспорт, про наши спортивные достижения, появился больший интерес к нашей деятельности, возможно, и со стороны спонсоров. Хочется внести вклад в развитие детско-юношеского адаптивного спорта, способствовать привлечению детей и подростков с нарушением зрения, слуха и поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям велоспортом. В принципе, это получилось частично сделать, и мы планируем с коллегами из Московской академии велосипедного спорта продолжать работу в данном направлении.

Александра, какими советами вы могли бы поделиться с незрячими спортсменами и их тренерами?

Коллегам дам следующий совет: как бы трудно не было — продолжайте«петь свою песню», верьте в свои силы и силы своих учеников. Тренер — это основная опора и поддержка для каждого спортсмена, будьте хорошим примером для подражания.

Для незрячих спортсменов: воспринимайте адаптивную физическую культуру как компонент, повышающий качество вашей жизнедеятельности. Речь не только про здоровье и физическую подготовленность, но и про социализацию и адаптацию. Пробуйте разные виды адаптивной физической культуры, ищите то, что не только будет для вас адаптировано, но и принесёт положительные эмоции.

Добавить комментарий