Александр Шустицкий

«Фигурное катание — не только спорт: о карьере, выгорании и воспитании чемпионов»
Александр, вы начали заниматься фигурным катанием в 7 лет, что считается поздним стартом. Как это повлияло на ваше становление в спорте?
Да, это действительно поздний возраст. Сейчас дети в 7 лет уже прыгают все двойные прыжки, а я тогда только начинал заниматься. Это напрямую повлияло на то, что в одиночном катании я задержался ненадолго и через год перешёл в танцы, где прыжков нет вообще. К тому же мой ранний скачок в росте не позволил бы мне продуктивно осваивать прыжки.
Почему вы перешли из одиночного катания в танцы на льду? Было ли сложно адаптироваться?
Как уже сказал, скачок в росте был основной причиной. Все тренеры, с которыми я работал в одиночном катании, рекомендовали мне переходить в танцы. Танцы кардинально отличаются от одиночного катания, особенно в части техники скольжения. За год занятий я не успел привыкнуть к технике одиночного катания, так что адаптация прошла без проблем.
Расскажите о вашем первом дуэте. Как вы нашли общий язык с партнёршей, и почему пришлось расстаться?
Танцы на льду — это работа двух людей, которые идут к общей цели. Работа в дуэте требует отдачи с обеих сторон: иногда нужно соглашаться, иногда — идти на компромисс. Мы встретились ещё, будучи детьми. В детстве все вопросы коммуникации решаются достаточно легко. Бывало, что ссорились, обижались, но потом всегда мирились. Наш дуэт просуществовал 9 лет. В 2022 году нам пришлось разойтись из-за разницы взглядов на тренировочный процесс.
Вы четыре раза участвовали в Чемпионате России среди юниоров и в итоге взяли бронзу. Какой из этих турниров запомнился больше всего?
Бронзу мы взяли на нашем последнем юниорском первенстве, однако были не до конца довольны, так как допустили некоторые ошибки в процессе выступления. Для меня самым запоминающимся было Первенство России 2020 года. Тогда мы первый раз получили 100 баллов за наш произвольный танец. Это был очень радостный для нас момент.
В 2021 году вы должны были выступить в Финале Гран-при в Японии, но его отменили. Какие эмоции вы испытали, когда узнали об отмене?
В том сезоне мы заслуженно отобрались в шестёрку пар, которые должны были выступить в Финале Гран-при. Но, к сожалению всех спортсменов, отобравшихся на этот турнир, в Японии случилась вспышка коронавируса, и турнир отменили. Мы были очень огорчены, потому что это был наш единственный шанс в юниорах попасть на Финал — в следующем сезоне мы по возрасту должны были переходить во взрослые.
Почему после завершения карьеры вы решили стать тренером именно в своей родной группе?
Я всю жизнь провёл в группе Екатерины Рублёвой и Ивана Шефера. Мои тренеры стали для меня семьёй, и всему, что умею, я научился у них. Поэтому работать в другой группе я бы, наверное, не смог — в первую очередь по этическим соображениям. К тому же каждая танцевальная группа имеет своё видение относительно техники и хореографии. Работай я в другой группе, мне бы самому пришлось перестраиваться под их идеи.
Вы работаете с детьми. Какие главные принципы в обучении юных фигуристов?
Работа с детьми — это очень интересно и сложно одновременно. Они не взрослые опытные спортсмены, которые понимают тренера с полуслова. С детьми нужно быть более детальным, потому что в силу возраста они ещё не могут осознать многих вещей: технику выполнения движений, поддержек, передачи эмоций через катание. Поэтому необходимо быть изобретательным и креативным, чтобы донести до них свои требования. Ну и, конечно, терпеливым и требовательным.
Как вам помогает собственный спортивный опыт в работе с подопечными?
Мой опыт помогает напрямую. Спортсмен, развиваясь, со временем подстраивает технику под себя, не теряя качества. Я всегда стараюсь показать им приёмы, которые использовал сам. Даже если мой способ кому-то не подходит, это может натолкнуть на верную мысль и помочь исправить ошибку.
Вы упомянули, что старшие коллеги прислушиваются к вашему мнению. В чём заключается ваш вклад в работу со взрослыми спортсменами?
Наша группа — это большая семья, и все помогают друг другу. Бывает, тренеры придумают новый элемент или связку шагов и спросят: «Саша, посмотри, что думаешь?». Мы работаем ради общей цели, поэтому мнение каждого важно. Иногда и сами спортсмены, с которыми я раньше тренировался, интересуются моей оценкой их программ.
Какие качества, на ваш взгляд, отличают успешного тренера в фигурном катании?
В моём понимании успешный тренер — это человек с креативным подходом, который находится в постоянном поиске новых идей. Он развивается вместе со своими спортсменами, потому что фигурное катание — не только техника, но и творчество, граничащее с искусством.
Вы судите соревнования. Как судейская практика помогает вам в тренерской работе?
Судейство позволяет глубже понять правила. Ты начинаешь смотреть на спортсменов не только как тренер, но и как судья, что улучшает постановку программ. Когда знаешь мельчайшие нюансы, риск досадных ошибок сводится к минимуму.
Ваш дуэт распался в 2022 году. Как вы пережили этот момент и что помогло принять решение уйти из спорта?
Дуэт, просуществовавший 9 лет, распался. Было тяжело осознать, что делать дальше. Я думал завершить карьеру, но благодаря тренерам и родителям решил продолжить. Нашлась новая партнёрша — Александра Кравченко. Она помогла мне выйти из подавленного состояния. Вместе мы защитили звание мастера спорта, стали призёрами этапа Гран-при России и выступили на Чемпионате страны. Но к концу сезона я понял, что выгорел. Много факторов подтолкнуло к уходу, но я рад, что не ушёл в 2022-м — тот сезон подарил опыт выступлений на взрослом уровне и познакомил с дорогим мне человеком.
Какие цели вы ставите перед собой как тренер?
Моя главная задача — научить юных спортсменов не просто механически исполнять элементы, а понимать свои движения. Я объясняю, как работают мышцы, связки и суставы, потому что осознанное катание, когда спортсмен проживает каждое движение, — это прекрасно.
Какой совет вы дали бы родителям, которые хотят отдать ребёнка в фигурное катание?
Фигурное катание, каким бы красивым оно ни казалось, — очень тяжёлый спорт. Ему нужно посвящать огромное количество времени: лёд, хореография, ОФП, СФП, танцы. Это нагрузка на детский организм, а ведь ещё есть школа. Поэтому важно грамотно распределять тренировки и учёбу, поддерживать ребёнка психологически и НИКОГДА не становиться для него вторым тренером. У тренеров — своя работа, у родителей — своя.
Что для вас самое ценное в профессии тренера?
Ценность тренерства — в влиянии на формирование личности ребёнка. Это сложно и прекрасно одновременно. Отношения между тренером и спортсменом усложнены колоссальными нагрузками, но педагоги играют ключевую роль в становлении характера. Если найти подход, ребёнок вырастет хорошим человеком. Тренера можно сравнить с гончаром: из мягкой глины он может слепить шедевр или испортить его.
Фотографии предоставлены героем публикации.
Больше на
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.