Александр Бауман

«Строительство команды — процесс длительный и захватывающий. Главное — понимать цель и задачи, чувствовать доверие и нужность того, что делаешь»

Александр Валентинович, в детстве вы больше любили хоккей. А сейчас интересуетесь?

За хоккеем следить продолжаю. Когда есть время, хожу на игры ЦСКА. Но больше слежу за НХЛ. Там уровень игры намного выше, поэтому смотреть гораздо интереснее, хоть и приходится иногда сидеть ночами. (Улыбается.) Ещё очень нравится NFL (американский футбол). Стараюсь не пропускать ни одной трансляции. Из-за NFL и NHL пришлось стать полуночником.

Чья всё же в большей степени была инициатива начать тренерскую деятельность — ваша или вашего товарища, который сейчас тренирует молодежку «Спартака»?

Ситуация с началом тренерской деятельности получилась необычная. И, скорее всего, больше на неё повлияли мальчишки, с которыми начал заниматься. Алексей Лунин к тому времени уже работал тренером в ДЮЦ «Отрадное», а я несколько раз приезжал на тренировки и игры его команды. Потом, в свободное время, стал помогать Алексею на занятиях, когда была необходимость. Через некоторое время пацаны стали спрашивать, когда я приеду, если не появлялся больше двух тренировок. Говорили, что со мной «прикольно». (Смеётся.) Примерно через полгода мы набрали ещё одну команду, заниматься с которой стал я. Естественно, не имея опыта и образования, на одном энтузиазме далеко не уедешь. Поэтому начал учиться, получать педагогическое и профильное образование. В 1999 году, уже работая в СДЮШОР «Буревестник», поступил на очное отделение в ВШТ (высшая школа тренеров). Утром и днём — учёба, вечером — тренировки с мальчишками.

Добавлю, что с мальчишками мы занимались очень серьёзно, несмотря на то, что это были самые обычные ребята из соседних домов и дворов. Мы становились победителями различных турниров, ездили на всероссийские финалы «Кожаного мяча» в разные города, да и вообще прекрасно проводили время. Многих потом приглашали в спортивные школы и академии. Некоторые, а им сейчас за 30 лет, работают тренерами!

Как вы выстраивали свою работу в «Буревестнике»? Каковы были итоги вашей деятельности в этом спортивном учреждении?

Вначале пытался применить знания, полученные в ВШТ, на практике. Потом стал добавлять то, что считал необходимым. Когда пацанам 1990 года исполнилось  по 14 ‒15 лет, начал писать свою программу подготовки, со своей системой организации микроциклов и отдельных занятий. Эта команда, как и следующая (1999 г. р.) стала достаточно успешной как в турнирном плане — выигрывали первенство Москвы, отдельные турниры, так и в плане подготовки футболистов. Несколько человек перешли в ведущие футбольные академии, трое попали в профессиональный футбол. С командой 1999 г. р. я был до 2011 года. Мы всегда лидировали в своей лиге, становились и победителями, и призерами различных, в том числе международных, турниров.

В общем, я очень благодарен школе «Буревестник» и людям, с которыми довелось там работать, за непростые, но замечательные 15 лет!

В 2005 году вы стали директором школы «Орбита» фитнес-клуба X-FIT. Насколько комфортно вам было находиться на руководящей должности? Удалось ли провести какие-либо значимые реформы и мероприятия за время своей работы?

В X-Fit я пришел, как думал, на короткое время, помочь хорошим людям наладить работу футбольного отделения. При этом продолжал работать в «Буревестнике». Благо, время позволяло. За полтора года отделение футбола стало давать отличные результаты: увеличение количества детей, рост спортивных результатов, положительные отзывы детей и родителей. И генеральный директор предложил возглавить всю спортивную школу: восемь видов спорта, почти 1000 детей на бесплатном и коммерческом отделениях, и «золотой фонд» — 32 тренера! Школа была достаточно успешной, прекрасные результаты у пловцов, игроков в настольный теннис, в спортивных танцах. Отдельная тема — футбол. Наши команды регулярно выигрывали различные турниры. В силу нашей инфраструктуры мы не могли вести детей старше 13 ‒ 14 лет, поэтому имелись договоренности с футбольными школами, куда наши воспитанники, при обоюдном желании, могли перейти.

Отдельного упоминания стоит история с одной девчонкой, которая пришла заниматься танцами. Потом, по моей настоятельной просьбе, папа разрешил ей ходить на футбол. Сейчас Маргарита Черномырдина игрок ЖФК ЦСКА и сборной России!

Когда тренер получает предложения одновременно от нескольких топ-академий, это говорит о его компетентности и профессионализме, однако с этим возрастает и ответственность. В титулованных клубах с наставников больше спрашивают?

Никакого давления от руководства или откуда-то ещё я не испытывал. Повышенное внимание к работе, конечно, ощущал. Но это никак не мешало с удовольствием трудиться. Тем более, я пришел в отличный коллектив и всегда мог обраться за советом к коллегам или руководству.

Считаете ли вы, что в топ-академиях всех подгоняют под один формат? Какие требования к игрокам предъявляют в детско-юношеской футбольной школе ЦСКА?

Могу сказать только за ЦСКА и за себя. В нашей академии стараются обращать внимание на индивидуальные качества каждого воспитанника. Я обычно составляю «карту» развития игрока, которая корректируется на протяжении всего периода обучения.

Мне посчастливилось работать с командой 2002 г. р. Больше половины из тех пацанов попали в профессиональный футбол. А двое, Владислав Яковлев и Данила Боков, сейчас в основе ПФК ЦСКА.

Команду 2007 г. р. я вел с набора и до 12 лет. Очень сильный подбор игроков, которым, при должном отношении, прямая дорога в большой футбол!

Бывают ли такие ситуации, когда вам приходится повышать голос на игроков?

Отвечу коротко: бывают.

Что интереснее: быть наставником успешной команды или тренировать команду с невысокими показателями и привести её к победе?

В детско-юношеском футболе правильнее было бы ставить вопрос об отдельно взятых игроках, а не о команде в целом. Конечно, интереснее заниматься с более одаренными игроками. Вообще, строительство команды — процесс длительный и захватывающий. Главное — понимать цель и задачи, чувствовать доверие и нужность того, что делаешь.

Насколько убедительно сейчас выглядят ваши воспитанники в игре на фоне других игроков ЮФЛ-1? Какие аспекты пока не получается проработать с вашей нынешней командой?

С ЮФЛ-1 я работаю только полтора месяца и в качестве помощника. Поэтому давать оценки команде в целом и игрокам в отдельности, будет некорректно. Вижу, что парни хотят трудиться, стараются на занятиях и в играх. Надеюсь, у них будет шанс проявить себя на взрослом уровне.

Каково ваше личное видение футбола?

 Футбол становится быстрее, атлетичнее. Много тактики. Требуется быстрое принятие решений, филигранная скоростная техника, высокие волевые качества. Понимая это, стараюсь использовать в тренировках все аспекты подготовки конкурентноспособного футболиста. Учусь у других тренеров, посещаю образовательные программы и семинары, читаю специальную литературу. Отдельный пункт — просмотр максимально возможного количества матчей ведущих чемпионатов, игр сборных команд, в том числе юношеских и молодежных. Всегда есть чему поучиться…

На ваш взгляд, футболист должен быть образованным?  

Желательно. (Улыбается.)

Какой вопрос вы чаще всего себе задаёте?

Этот вопрос научил задавать себе мой военрук в школе. Звучит он так: «зачем» или «почему». Пробую задавать его себе, перед тем, как что-то сделать, но не всегда, часто забываю… (Смеётся.)

Александр Валентинович, каким ценным советом вы могли бы поделиться с юными футболистами?

Насчет ценности не уверен, так как совет простой и банальный: усердно трудиться, не бояться трудностей, соблюдать режим, верить в себя, оставаясь при этом достойным и порядочным человеком.

Добавить комментарий