Александр Бабичев

«Если ты научился бороться в зале, то и в жизни сможешь бороться не только за себя, но и за близких»

Вы окончили высшее учебное заведение по специальности «Физическая культура» и с 2009 года являетесь тренером по дзюдо и джиу-джитсу. Вы целенаправленно решили стать тренером еще до поступления в институт?

Были сомнения. Старшие товарищи ставили сначала разминки проводить, потом – тренировки. Заинтересовался и пошел учиться в этом направлении.

Что вы можете сказать о популярности дзюдо и джиу-джитсу в России? Как много ребят приходят заниматься в секции по этим видам спорта? И куда больше – на дзюдо или джиу-джитсу?

Джиу-джитсу меньше знают, чем дзюдо — олимпийский вид спорта. Как правило, в джиу-джитсу приходят по рекомендации, те, кто уже знает этот вид единоборств.

Бывает так, что спортсмен переходит из дзюдо в джиу-джитсу и наоборот?

Переходы бывают. У нас спортсмены могут выступать по двум направлениям и продолжают это делать, если они в этом успешны. Переходы больше случаются у спортсменов с высокими результатами по другому виду.

Вы – спортивный судья всероссийской категории по джиу-джитсу, а также спортивный судья первой категории по дзюдо. Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать затруднения, принимая то или иное решение?

Всё время. На каждых соревнованиях постоянно надо принимать решения. С опытом приходит: первая реакция — самая верная. И, как правило, потом смотришь повторы и выясняется, что это действительно так. Ты сразу правильно понял, правильно среагировал, а потом уже подводят сомнения. Рекомендация молодым судьям: набираться опыта, больше практики в судействе.

Были ошибки судейства, за которые потом хотелось извиниться перед спортсменом?

Были такие.

Извинялись?

Извинялись. И, конечно, волнуешься: точно ли твоё решение было справедливым. И спокойно становится, когда понимаешь, что оно правильное. Но если решение ошибочное — делаешь выводы, чтобы такого больше не повторилось.

Вы изучали современные технологии подготовки спортсменов по дзюдо. Какие техники для организации тренировочного процесса вы считаете устаревшими, и внедрение каких новшеств, на ваш взгляд, может оказать положительное влияние на физическую подготовку дзюдоистов?

Старая школа. Мне кажется.

Что касается документооборота в спорте — как вы считаете, он достаточный или избыточный?

Лучше бы поменьше документов. Раньше больше времени тратил на подготовку к тренировке, а сейчас на документы, на общение с родителями, на «вотсапы». Раньше приходил, телефон клал, и спокойно мог тренировку провести. Сейчас это уже невозможно. Может быть звонок, как дела у спортсмена, родители звонят, Современные технологии, конечно, хорошо, но…

Вы как-то пытались с этим бороться?

Пытались, но результата нет. Тут невозможно противодействовать. Нововведения… Нужно принять и адаптироваться к новшествам.

Считается, что можно начать обучению дзюдо уже с четырёх лет. А какой крайний возраст для того, чтобы приступить к занятиям японским боевым искусством «с нуля»? Взялись бы вы за подготовку подростка 14–15 лет, который до этого не увлекался данным видом спорта и не обладает определенными навыками?

Здесь нет крайнего возраста. Всё возможно.

Артем Петрухин, воспитанник спортшколы № 47, чемпион мира по джиу-джитсу достаточно поздно начал заниматься?

Он как раз поздний спортсмен. Это редкий случай. Мы сомневались, брать ли такого спортсмена. Думали.

Кто был первым тренером Петрухина?

Я. Пришли два спортсмена достаточно взрослые. Был вопрос: брать их или не стоит. Взяли как исключение. В этом возрасте уже должен быть разряд. В дальнейшем Петрухин выполнил нормативы.

Он пришел на дзюдо или на джиу-джитсу?

Он пришел на дзюдо. Вот как раз переход. Выступал на первенстве Москвы по дзюдо, выигрывал несколько схваток. По джиу-джитсу был результат выше. Потом понял, что джиу-джитсу это его. Позднее я передал его другому тренеру – Сергею Сергеевичу Крутовских, затем Алексею Николаевичу Степанову. У меня не было спарринг-партнеров его весовой категории.

Что играет главную роль в таком виде спорта как джиу-джитсу?

В общем плане, наверное, скорость. И, естественно, характер. В отличие от других единоборств, джиу-джитсу требует умения переключаться: от ударов на борьбу, от борьбы — на борьбу лежа. И это надо делать быстро. Джиу-джитсу похоже на боевое самбо и рукопашный бой, эти виды спорта менее контролируемы с исполнением ударной техники.

Джиу-джитсу — это большое внимание технике, чтобы не травмировать спортсмена, больше боковых ударов. Прямые удары в голову запрещены из-за высокого травматизма. В голову разрешены боковые удары.

Вы прошли курсы повышения квалификации по направлению «Психологические закономерности взаимодействия в системе «тренер-спортсмен-родитель». Часто ли родители вмешиваются в тренировочный процесс и пытаются давать какие-либо советы?

Вмешиваются, но не часто. Больше пытаются советовать. Я прислушиваюсь к мнению со стороны. И если это дельные советы – почему бы нет?

Тренер тоже в определённой степени «родитель»?

Да. И между ними, тренером и родителями — спортсмен. И если контакта нет, это хуже. Но никаких тесных контактов с родителями не должно быть, иначе начинаются проблемы. Да — советы, да — вопросы, да — поддержка. Но «пойти пивка попить» на выходных… Это уже лишнее.

Вам удалось подготовить победителей и призёров всероссийских и международных соревнований, в том числе и Шамиля Жумабаева, который стал мастером спорта и чемпионом России по джиу-джитсу, чемпионом мира среди молодежи до 21 года. Какими правилами и положениями вы руководствуетесь для поддержания спортивной формы спортсмена на высоком уровне?

Когда спортсмен становится чемпионом России и выше, то возникают плотные и личные отношения со спортсменом, как его правильно подготовить. Помимо занятий в группе он получает больше индивидуальных задач. Ставятся специальные задачи спортсмену: где-то может полегче тренироваться, где-то посильнее. Группы мастеров – они так и тренируются. Персональные задачи ставятся перед каждым. У кого-то травма и надо восстановиться. И восстановиться к определенному соревнованию, быть в форме. Травмы в этом возрасте для спортсмена болезненная тема. И лучше без этого обойтись. Где-то вовремя подлечиться, где-то наоборот напрячься. Много нюансов, моментов, какую именно тренировку провести с учетом физической формы и эмоциональной. Объяснить ему, на что он должен реагировать. Нужно правильно и грамотно распределить время спортсмена между учебой и спортом. Это вещи, которые друг на друга влияют, друг с другом тесно связаны. Но надо переключаться. Пришел на тренировку — отключился от учебы. Тренировка закончилась — можно мыслями вернуться к учёбе. Да, наверное, учёба больше времени занимает, чем тренировка. И с забитой головой: ой, получил двойку по литературе, как её исправить?! Или по какому-то другому предмету…

Следующий вопрос как раз на эту тему – о спортивных классах…

Думаю, это очень хорошая сохраняемость коллектива, дисциплина. В этом году впервые будет спортивный класс по дзюдо. Через какое-то время расскажу, как мы это реализовали. Я думаю, что будет хорошо. В пятом классе набираем. У них всё замечательно, всё хорошо. Проблемы начинаются с 7-го класса. Резко увеличивается нагрузка, количество домашних заданий, дополнительные занятия. То есть, родители понимают, что пора уже готовиться к институту, к выпускным экзаменам. Если тренируешься, а у тебя в школе семь уроков и приходишь на тренировку, а тренировка два часа идет, то уроки просто физически некогда делать. А еще дополнительные. Ты просто в такие рамки загоняешься! Чем спортивные классы хороши? Тем, что дополнительные нагрузки на тренировки никак не влияют. Если проблемы с учебой — пожалуйста, тренировку закончил, переключился на учебу. Обычный спортсмен, если он не в спортивном классе, после школы идет на тренировку, отводя на уроки час-два. После этого либо отправляется домой, либо отдыхает. А тут получается и потренировался, и отучился. И спокойно можно «домашку» сделать, и потом погулять пойти, свободное время. Контакту со спортсменом помогают, в том числе, спортивные сборы, которые организует Москомспорт. Сейчас мы поедем в Смоленск и будем с ребятами не два часа в день, а все 24 часа в сутки.

Первый спортивный класс будет сформирован из спортсменов, которые уже у вас занимались?

Несколько лет мы его собирали. У нас были спортсмены, которые занимались общефизической подготовкой. То есть мы выбираем спортсменов из ОФП. Но также готовы рассмотреть желающих со стороны, если подходят по всем показателям для этого возраста. Мы уже знаем спортсменов, соответствует ли он требованиям по физической нагрузке, и при наличии свободных мест, то мы такого спортсмена возьмем. Точнее, рассмотрим его. Взять — не взять — он должен доказать, что он лучше.

Александр Сергеевич, какой совет вы бы дали родителям, которые планируют отдать ребенка в дзюдо или джиу-джитсу?

Вся жизнь – борьба. Ребенок должен уметь защищать себя. Если ты научился бороться, сможешь доказать, что ты сильный. Тогда и в жизни сможешь бороться не только за себя, но и за близких. Доказать, что ты сильнее, что ты умнее.

Добавить комментарий