«Для того, чтобы достичь успеха не только в спорте, но и в повседневной жизни, всегда надо уметь выходить за грани обыденности, а иногда за грани возможности»

Александр Эдуардович, Вы возглавляете Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета. Какие основные направления Вашей работы?

У моей работы два ключевых направления. Первое. Как руководитель учебного структурного подразделения я стараюсь максимально эффективно и интересно организовать учебную, научную и внеучебную деятельность в Институте. Например, недавно мы разработали и начали реализацию проекта развития нашего кампуса на улице Чечулина. Этот проект признан одним из двух наилучших в нашем университете. Второе направление моей деятельности связано с лидерским положением нашего университета в такой важной отрасли как образование. МГПУ – лидер среди педагогических вузов страны по двум главным показателям – качеству отбора абитуриентов и уровню стартовой зарплаты выпускников после получения диплома. Соответственно, наш институт – лидер в таких областях как преподавание физической культуры, биологии и географии. Обеспечивать такие авангардные позиции наших специалистов и разработок – тоже моя обязанность. Например, именно мы сейчас задаем тон в развитии такого направления как цифровизация физического воспитания и спортивной подготовки. Коронавирусный кризис лишний раз подчеркнул важность и актуальность наших разработок.

Вы начинали свою трудовую деятельность как тренер по плаванию, сейчас работаете директором большого современного института. Что общего в Вашей работе тогда и сейчас, как думаете? А в чем разница?

И тогда, и сейчас моя главная цель – успех моих подопечных. И если своих воспитанников-пловцов я вел к вершине спортивного пьедестала, то студентов института также настойчиво веду к достижению профессиональных высот. Разница в том, что сейчас успех моей деятельности более, чем раньше зависит от команды. Именно поэтому мы собрали в Институте естествознания и спортивных технологий МГПУ сильную высокопрофессиональную команду. И вместе работаем на развитие наших студентов.

Что в современной действительности понимается под спортивными технологиями?

То же что и всегда. Как известно, спорт не любит слабых. Для того, чтобы достичь успеха не только в спорте, но и в повседневной жизни, всегда надо уметь выходить за грани обыденности, а иногда за грани возможности. Как достичь максимальной скорости? Из каких слагаемых складывается невероятная выносливость? Что стоит за феноменом поразительной меткости? Как научиться терпеть, выходить из зоны комфорта и быть устойчивым к стрессу? Все эти многочисленные вопросы имеют единый ответ – надо этому научиться и иметь определённый навык. Как основанный на таланте, так и приобретенный во время получения качественного образования. Это возможно сделать с помощью определённых технологий. Их мы и называем спортивными, если речь идёт в философском смысле об олимпийских принципах: быстрее, выше, сильнее. А сегодня эти принципы всё больше и больше ложатся в основу успешности и конкурентоспособности каждого человека.

Любой профессиональный спорт – это расширение предела человеческих возможностей, что нередко оборачивается тяжёлыми травмами. На ваш взгляд, победы и рекорды невозможны без риска?

Жить вообще невозможно без риска. Если ты хочешь чего-то добиться – приходится рисковать. А профессиональный спорт основан на том, чтобы чего-то добиваться. В его основе лежат достижения. Мы не предполагаем порой что нас ждёт «за поворотом» и для того, чтобы обезопасить себя – минимизировать риски – должны неустанно работать. Так и в спорте. Чем больше и правильнее ты тренируешься, тем меньше ты рискуешь получить травму. Но здесь никто не застрахован. Выбор за нами.

Мир спорта то и дело сотрясают допинговые скандалы. Это всегда больше политический инструмент воздействия, нежели борьба за чистый спорт? Известны же случаи, когда одним прощается многое, а другим – нет.

Это риторический вопрос. Вы верно отметили, любой скандал – это инструмент в руках профессиональных манипуляторов. Подавляющее большинство новостей начинается с негативных, потому что такова жизнь – именно негативные новости в первую очередь притягивают к себе внимание общественности. Сами посудите, если вы никогда не занимались спортом или имеете к нему лишь некоторое отношение – что вам будет интереснее узнать – с какими секундами установил мировой рекорд какой-то спортсмен или как он был уличён в приёме запрещённых препаратов? Здесь объектом внимания перестаёт быть спортивный результат. Может доходить до абсурда – например, история с мильдонием. Почти все спортсмены его всегда принимали. Он-то и изобретён был для поддержания работоспоспособности сердечной мышцы. Что в этом плохого, если некоторые люди работают больше других и им требуется восстанавливаться. Так ведь все лекарственные препараты можно отнести к допингу. Поэтому очевидно, что здесь преследуются определённые политические интересы.

Если принять факт, что предел человеческой выносливости всё же есть, то не ожидает ли нас в ближайшие 20-30 лет кризис спорта из-за потери зрительского интереса?

Спорт в тех или иных форматах, с теми или иными этическими принципами, существует уже тысячелетия. Все эти тысячелетия существовали и пределы человеческой выносливости. И как раз их наличие, этих самых пределов, и делает спорт таким интересным. Ведь если бы происходящее на спортивных аренах укладывалось в пределы возможностей обычного человека, то и интереса никакого бы не было. Интерес как раз в достижении и преодолении этих пределов.

Давайте от спорта профессионального перейдём к любительскому. Вы в своей карьере работали и на тренерском поприще, и на государственных постах. Как считаете, каковы основные проблемы для приобщения людей к культуре спорта?

В течение всей своей карьеры я считал и считаю, что проблема приобщения к спорту, к физической культуре – эта проблема осознанного выбора и возможностей человека. Это его собственное решение. Можно ссылаться всегда на внешние обстоятельства и начинать с каждого нового понедельника новую жизнь. А можно (И НУЖНО!) принять на себя ответственность за свою жизнь. И повысить качество этой жизни, занимаясь спортом.

Несколько лет назад в нашей стране возродили сдачу нормативов ГТО. Что вы об этом думаете? Принесла ли эта инициатива свои плоды?

Сегодня реализация всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО – часть государственной политики в сфере физической культуры и спорта. И мне, как одному из руководителей государственного вуза, некорректно ее критиковать. Как и многие другие эксперты, я считаю, что ее можно было бы реализовывать намного более эффективно. Но считаю, что принципиально – это верное решение, любая инициатива, направленная на развитие спорта и физкультуры – благо. Главное, не сформировать у людей, а особенно у детей и подростков, аллергии к занятиям физической активностью.

Вы обучаете будущих специалистов спортивной сферы. С каким посылом они выбирают профессию?

В Институте естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета мы готовим специалистов в области физической культуры и спорта по трем направлениям: «Педагогическое образование», «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура». Соответственно, это педагоги физической культуры, специалисты по спортивной подготовке и специалисты по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. И посылы, мотивы, пути в профессию у этих абитуриентов – разные. Тот, кто планирует работать в образовательных учреждениях любых уровней, тот выбирает для себя «Педагогическое образование», тот кто мечтает посвятить себя подготовке олимпийских чемпионов – идет на «Физическую культуру», тот, кому интересно развивать навыки преодоления у ребят с ОВЗ – на «Адаптивную физическую культуру». Как я уже подчеркивал, путь у каждого свой, но, как правило, чей-то вдохновляющий пример сподвигает на выбор профессии. Иногда это собственные родители, работающие в сфере образования или спорта. Иногда пример собственного учителя или тренера. Иногда – желание помочь в развитии своим близким с конкретным недугом. Все очень индивидуально.

Случается ли, что наступает разочарование в будущей работе, или человек понимает, что это не его? Важно ли суметь поймать момент, чтобы человек не совершил ошибку, получая не то образование?

В жизни все может быть. В том числе – понимание, что чего-то вовремя не понял и пошел куда-то не туда. Но мы стараемся на каждой стадии сопровождать наших ребят и помочь им преодолевать любой кризис. И для этого ведем отдельную работу. Во-первых, большая часть поступающих к нам абитуриентов приходят в результате профориентационной работы. То есть они сознательно выбирают свою профессию и свое будущее. Во-вторых, каждого студента во время учебы сопровождает специально назначенный преподаватель, тьютор. И если у студента возникают какие-то вопросы, проблемы, в том числе разочарование от выбранного пути, он может их обсудить с тьютором. Ведь это разочарование тоже может быть ошибочным. Человек, особенно молодой и неопытный, может многое неправильно понять и осмыслить. В-третьих, наш Институт предлагает широчайшую линейку магистерских программ. И если Вы действительно разочаровались в первом полученном образовании, вполне вероятно поступить на бюджетное место по другому направлению на уровне магистратуры.

Можно ли поподробнее рассказать о Ваших программах магистратуры, направленных на подготовку кадров для физической культуры и спорта? Для кого они предназначены? Чем отличаются от других уровней образования?

Магистратура – это тот уровень образования, который доступен после получения высшего профессионального образования на уровне бакалавриата или специалитета. Кого мы приглашаем поступать на наши магистерские программы? В первую очередь, действующих специалистов системы образования и системы физической культуры и спорта, которым не хватает профильного образования. Конечно, мы ожидаем наших выпускников. И открыты для тех, кто только рассматривает работу в нашей отрасли. Так бывает довольно часто, что человек всерьез интересуется спортом, но базовое образование получил в другой области. И здесь у него появляется уникальная возможность получить образование своей мечты. Для интересующихся работой в сфере физической культуры и спорта мы предлагаем четыре магистерских программы – две по направлению «Педагогического образование», две – по направлению «Физическая культура». По педагогическому образованию мы предлагаем программы «Технологии физического воспитания в современном мегаполисе» и «Индивидуализация физического развития», по физической культуре – «Спортивная адаптология» и «Комплексное научное сопровождение сборных команд». Подробная информация о программах размещена на сайте нашего университета.

Современные студенты – они какие? Что их отличает от предыдущих поколений?

Я бы сказал, что современные студенты более требовательны, чем предыдущие поколения студентов. Они учатся не для галочки, а для жизни и карьеры, для дальнейшего успеха. Уверен, что это правильно.

Сегодня необходимым навыком является английский язык, потому что много полезной информации публикуется в иностранных источниках. Вы согласны с этим?

Было бы удивительным с этим не согласиться, конечно, я согласен. Более того, мы стараемся подтянуть уровень английского языка не только у студентов, но и у преподавателей. Практикой нашего института являются и международные стажировки, и участие в международных мероприятиях и программах. Сейчас мы приглашаем несколько очень серьезных специалистов из зарубежных университетов провести у нас свои курсы. И эти курсы будут, конечно, на английском языке.

Есть ли темы научных исследований, за которыми Вы следите особенно пристально?

Я внимательно отслеживаю всю научную тематику, имеющую отношение к образованию и педагогическим наукам, естествознанию, физической культуре и спорту. Особый интерес у меня, конечно, к тем исследованиям, которые имеют социокультурную направленность, которые касаются цифровизации образования и физического воспитания.

Современные дети во многом другие. Какими профессиональными и личностными качествами должен сегодня обладать педагог для успешной работы?

Убежден, что и сегодня, и всегда залог успешной работы педагога – умение понимать детей, разговаривать с ними на одном языке, чувствовать их актуальные потребности. Для любого педагога это постоянный вызов, меняется и окружающая реальность, вместе с ней меняются дети, должен меняться педагог. Только тот, кто умеет постоянно совершенствоваться добьется успеха! И этому мы тоже учим в Институте естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета!

Добавить комментарий